Определение понятия "Икрах".

كاتب

Hablul Islam
✒️ Сказал шейх Ахмад ибн 'Умар аль-Хазимий:

ﺿﺎﺑﻂ اﻹﻛﺮاﻩ ﻣﺘﻰ ﻧﻘﻮﻝ ﻫﺬا ﻣﻜﺮﻩ ﻟﻴﺲ ﻛﻞ ﻣﺎ ﺃﻛﺮﻩ ﻓﻬﻮ ﻣﻜﺮﻩ ﺃﻥ ﻳﻐﻠﺐ ﻋﻠﻰ ﻇﻨﻪ ﻧﻮﺯﻝ اﻟﻮﻋﻴﺪ ﺑﻪ ﻭﻫﺬا ﻧﺴﺘﻔﻴﺪ ﻣﻨﻪ ﻓﻲ اﻷﻗﻮاﻝ ﻣﺜﻼ ﺃﻧﻨﺎ ﻧﻘﻮﻝ: ﻫﻮ ﻏﻴﺮ ﻣﻜﻠﻒ ﻟﻮ ﺗﻜﻠﻢ ﺑﻜﻠﻤﺔ اﻟﻜﻔﺮ؟ ﻟﻮ ﺃﻛﺮﻩ ﻋﻠﻰ ﻛﻠﻤﺔ اﻟﻜﻔﺮ ﻫﻞ ﻫﻮ ﻣﻜﻠﻒ؟ ﻏﻴﺮ ﻣﻜﻠﻒ ﻃﻴﺐ ﻣﻦ اﻟﺬﻱ ﺃﻛﺮﻫﻪ؟ ﻟﻮ ﺟﺎءﻩ ﺻﺒﻲ ﻗﺎﻝ: ﻫﻴﺎ ﻗﻞ ﺳﺐ اﻟﻠﻪ. ﻓﺴﺐ ﻧﻘﻮﻝ: ﻫﺬا ﻣﻜﺮﻩ؟ ﻟﻴﺲ ﺑﻣﻜﺮﻩ ﻷﻧﻪ ﺻﺒﻲ ﻣﺎ ﻳﺴﺘﻄﻴﻊ ﺃﻥ ﻳﻨﺰﻝ اﻟﻮﻋﻴﺪ ﺇﺫﻥ ﻻ ﻳﺴﻤﻰ ﻣﻜﺮﻩا ﻟﻴﺲ ﻛﻞ ﻣﻦ ﻭﺟﻪ ﻟﻪ اﻟﻌﻘﻮﺑﺔ ﺃﻭ اﻟﻮﻋﻴﺪ ﻧﻘﻮﻝ: ﻫﺬا ﻣﻜﺮﻩ ﻻ ﺑﺪ ﺃﻥ ﻳﻜﻮﻥ ﻣﻦ ﻗﺎﺩﺭ ﻋﻠﻰ اﻟﺘﻨﻔﻴﺬ ﺃﻥ ﻳﻐﻠﺐ ﻋﻠﻰ ﻇﻨﻪ ﻧﺰﻭﻝ اﻟﻮﻋﻴﺪ ﺑﻪ ﺃﻣﺎ ﺇﺫا ﻟﻢ ﻳﻨﺰﻝ ﻓﻼ ﺣﻴﻨﺌﺬ ﻻ ﻳﺠﻮﺯ ﺃﻥ ﻳﺘﻜﻠﻢ ﺑﻜﻠﻤﺔ اﻟﻜﻔﺮ ﻭﻻ ﻳﺠﻮﺯ ﻟﻪ ﺃﻥ ﻳﻔﻄﺮ ﻓﻲ ﺭﻣﻀﺎﻥ ﺃﻥ ﻳﻜﻮﻥ ﻣﻤﻦ ﻳﺴﺘﻄﻴﻊ ﻣﻤﻦ ﺇﺫا ﻭﻗﻊ ﻛﺎﻥ ﺿﺮﺭﻩ ﻛﺒﻴﺮا ﻋﻠﻴﻪ ﻳﻌﻨﻲ ﻟﻮ ﻫﺪﺩﻩ ﻭﻛﺎﻥ ﺳﻠﻄﺎﻧﺎ ﻭﻗﺎﺩﺭا ﻭﻏﻠﺐ ﻋﻠﻰ ﻇﻨﻪ ﻟﻜﻦ ﻫﺬا اﻟﻮﻋﻴﺪ اﻟﺬﻱ ﻟﻮ ﻭﻗﻊ ﺑﻪ ﻛﺎﻥ ﺿﺮﺭﻩ ﻗﻠﻴﻼ ﻗﺎﻝ: ﺃﺻﻔﻌﻚ ﻋﻠﻰ ﻭﺟﻬﻚ. ﻟﻴﻘﻮﻝ ﻛﻠﻤﺔ اﻟﻜﻔﺮ ﻫﻞ ﻫﻮ ﻣﻜﺮﻩ ﻫﻮ ﺳﻠﻄﺎﻥ ﻭﻗﺎﺩﺭ ﻋﻠﻰ اﻹﻧﺰاﻝ ﻭﻏﻠﺐ ﻋﻠﻰ ﻇﻨﻪ ﺃﻧﻪ ﺳﻴﻘﻊ ﻟﻜﻦ ﻧﻘﻮﻝ: ﻫﺬا ﻟﻴﺲ ﻓﻴﻪ ﺿﺮﺭ. ﺃﻭ ﺿﺮﺑﻪ ﺑﻤﺴﻮاﻙ ﻧﻘﻮﻝ: ﻫﺬا ﻟﻴﺲ ﺑﻣﻜﺮﻩ، ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺇﺫا ﻛﺎﻥ ﻗﺘﻞ ﻣﺜﻼ ﺃﻭ ﻛﺎﻥ ﺿﺮﺭا ﺷﺪﻳﺪا ﻣﻦ ﺿﺮﺏ ﻭﻧﺤﻮﻩ ﻧﻘﻮﻝ: ﻫﺬا ﻣﻜﺮﻩ ﺇﺫا ﻟﻴﺲ ﻛﻞ ﻣﻦ ﺃﻛﺮﻩ ﻋﻠﻰ ﻛﻠﻤﺔ اﻟﻜﻔﺮ ﻭﻧﺤﻮﻫﺎ ﻣﻦ ﻣﺤﺮﻡ ﻭﻏﻴﺒﺔ ﻭﻧﺤﻮﻫﺎ ﻧﻘﻮﻝ: ﻫﻮ ﻣﻜﺮﻩ ﺑﻞ ﻻ ﺑﺪ ﻣﻦ ﺗﻮﻓﺮ ﻟﻬﺬﻩ اﻟﺸﺮﻭﻁ اﻟﺜﻼﺛﺔ ﻭﻗﺪ ﺫﻛﺮﻫﺎ اﺑﻦ ﻗﺪاﻣﺔ ﺭﺣﻤﻪ اﻟﻠﻪ ﻓﻲ ((اﻟﻤﻐﻨﻲ))



🔹"Критерий принуждения: Когда можно сказать, что человек был принуждён? Не всякое принуждение делает человека действительно принуждённым.

Необходимо, чтобы человек был убеждён в том, что угроза будет приведена в исполнение. Мы используем это правило и оно приносит пользу например, в вопросах слов, произносящих человеком: если кто-то скажет слово неверия, будучи принуждённым на это, является ли он ответственным за это? Если его заставили сказать слово неверия, считается ли он ответственным?
Нет, он не ответственен. Но кто его заставил сказать неверие? Если, например, к нему подошёл ребёнок и сказал: "Давай, скажи ругань на Аллаха", и он это сделал, можно ли сказать, что он был принуждён на это?
Нет, он не был принуждён потому, что ребёнок не может привести угрозу в исполнение.

Следовательно, это не называется принуждением. Не каждый, кто угрожает наказанием или угрозой, делает человека принуждённым. Принуждение возможно лишь тогда, когда угрожающий способен привести угрозу в исполнение, и человек убеждён в этом. Если же угроза не будет исполнена, то в таком случае не разрешается произносить слова неверия и не дозволено нарушать пост в Рамадан.

Принуждённым может считаться лишь тот, кто убеждён, что вред, который произойдёт, будет для него серьёзным. Например, если наказать его угрожает правитель, который имеет власть и может исполнить свою угрозу, и человек убеждён, что это произойдёт. Но если угроза незначительна, как, например, пощёчина по лицу, чтобы заставить сказать слово неверия, является ли это принуждением? Хотя правитель способен исполнить угрозу, но мы говорим, что это не является серьёзным вредом. Или если его ударили мисваком, мы говорим: это не является принуждением. Но если угроза убийства или серьёзного вреда, например, жестокого избиения, то это уже считается принуждением. Следовательно, не всякий, кто был принуждён к слову неверия или другим запретным вещам, как например злословие, считается принуждённым. Для этого должны быть соблюдены три условия, которые упомянул Ибн Кудама, да помилует его Аллах, в книге 'Аль-Мугни'."


شرح نظم الورقات

ﻟﻴﺲ ﻛﻞ ﺇﻛﺮاﻩ ﻋﻠﻰ ﻗﻮﻝ ﺃﻭ ﻓﻌﻞ ﻳﺼﺢ ﺃﻥ ﻳﻮﺻﻒ ﺑﻜﻮﻧﻪ ﻣﻜﺮﻩا ﻻ، ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺃﻥ ﻳﺜﺒﺖ اﻟﻀﺮﺭ ﻋﻠﻰ المكره

ﻭﻟﺬﻟﻚ ﻗﺎﻝ: (ﺑﻀﺮﺏ) ﻳﻌﻨﻲ ﻣﺒﺮﺡ، ﻟﻴﺲ اﻟﻀﺮﺏ ﺑﺎﻟﺴﻮاﻙ، ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺿﺮﺏ ﻣﺒﺮﺡ ﻗﺪ ﻳﺆﺩﻱ ﺇﻟﻰ ﻫﻼﻛﻪ، ﺃﻭ ﺇﻟﻰ ﻫﻼﻙ ﻃﺮﻑ ﻣﻦ ﺃﻃﺮاﻓﻪ، ﻭﻟﻴﺲ ﻣﻄﻠﻖ اﻟﻀﺮﺏ


🔹 "Не является каждое принуждение на слово или действие достаточным для того, чтобы описать кого-либо принужденным, нет! Но, должен быть вред для того, кого принуждают.

Таким образом, принуждение избиением, должно быть жестоким, не просто лишь битьё сиваком, однако должно быть достаточное избиение, которое приведёт к гибели или к потери чего-либо из конечностей, а не просто лишь избиение".


شرح مختصر التحرير
 
✒️ Сказал шейх Ахмад аль Хазимий о определении "Икрах" :

قال كذلك أبو العباس ابن تيمية رحمه الله تعالى في موضع آخر : تأملت المذهب - يعني مذهب الحنابلة - فوجدت الإكراه يختلف باختلاف المكره عليه - يعني ليس على درجة واحدة وهو

كذلك - فليس الإكراه المعتبر في كلمة الكفر كالاكراه المعتبر في

الهبة ونحوها .


✒️ "Также Абуль Аббас Ибн Таймия, да помилует его Аллах Всевышний, сказал в другом месте: "Я поразмышлял над мазхабом (ханбалитским мазхабом) и нашел, что принуждение (аль-икрах) изменяется в зависимости от того, к чему принуждают» (говорит шейх Ахмад аль-Хазими), — то есть, не всё находится на одном уровне, и это действительно так - "Принуждение, которое учитывается в вопросах неверия, не является таким же, как принуждение в вопросах дарения и подобно этому вопросу".


ثَمَّ فرق لا بد أن نجعل فيصلاً بين إكراهين :

- إكراه على الكفر .

- وإكراه على ما هو دون الكفر .

ما دون الكفر أمره أخف وأسهل ، أما مسألة الكفر هذه عظيمة ، لأن الأصل في كل من تلبس بالكفر أنه كَفَرَ ارتد عن الإسلام ، هذا الأصل فشأن خطير ، فالاحتياط هو تضييقه هذا هو الأصل ، حينئذٍ ننظر إلى الرخصة ، ما جاءت الرخصة به فحينئذٍ نستثني ، وما عداه فيبقى على الأصل


🔹 "Затем, обязательно и никак иначе, чтобы мы сделали разницу между двумя Икрахами :


1️⃣ Икрах на куфр.

2️⃣ Икрах на то, что меньше куфра.

Икрах на то, что меньше куфра - то это менее страшно и легче, а что касается вопроса неверия, то это является серьёзным потому, что основа, что каждый кто впал в неверие, что он является кафиром и вероотступником от Исляма. Это является основой и дело касающееся его является опасным, и более безопасным является ограничивать его, таким образом смотрим на облегчение которое пришло относительно него и когда пришло облегчение относительно него, то мы исключаем это, а что касается всего того, что помимо этого, то оно остаётся на основе".


Шарх "Кавкабу ас-Саты'ы" - 29 урок 31 стр.



✒️ Сказал шейх Ахмад ибн 'Умар аль-Хазимий в другом месте, говоря о мазхабе шейхуль Исляма в вопросе "аль-Икраха":

والمكره عند الإمام أحمد وهو الذي يرجحه رحمه الله تعالى أن ليس كل إكراه يعتبر مجيزا ومبيحا لقول أو فعل الكفر بل لا بد أن يكون معه تهديد أو ضرب بالقتل بخلاف الإكراه في غير الكفر كالطلاق والبيع والشراء ونحو ذلك

"По мнению имама Ахмада и это то, чему отдал предпочтение ибн Таймия, да помилует его Аллах Всевышний, не всякое принуждение считается допустимым, дозволяющим слова или действия неверия. Принуждение должно сопровождаться угрозой или побоями до такой степени, что есть угроза смерти, в отличие от принуждения в других вопросах, таких как развод, покупка и продажа и тому подобное".


شرح مقدمة ابن أبي زيد القيروني
 
Назад
Сверху